Искусство без границ:
как мы помогли музеям выйти в онлайн
Цифровизация культуры — безусловный тренд, который невозможно игнорировать. Как компьютерная графика когда-то пробралась в кинематограф, дополняя и усиливая классические приемы, так и интерактивные экспонаты и онлайн-экскурсии становятся неотъемлемой частью музейного дела.

Музей Рейксмюзеум (Амстердам) реконструировал и выложил онлайн картину Рембрандта «Ночной дозор» с поразительной детализацией. В России Государственный Дарвиновский Музей (Москва) сделал и разместил онлайн более трехсот 3D-моделей экспонатов. С помощью онлайн-экскурсий можно прогуляться по залам Сикстинской капеллы (Ватикан), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), музея Прадо (Мадрид) и других крупнейших музеев мира. А проект Google Arts & Culture на своих иммерсивных выставках дает возможность познакомиться с произведениями искусства более чем пятисот мировых музеев.

Зачем музею онлайн?

Присутствие культуры в онлайне решает сразу несколько задач:

  • повышает доступность мира искусства,
  • привлекает к нему внимание тех, кто раньше держался в стороне.

Жители регионов России не всегда могут доехать до ключевых музеев страны. Маломобильные люди и люди с особыми потребностями иногда не могут выйти из дома, а подростки часто просто не доходят до них. Поэтому сегодня все больше музеев запускают проекты в онлайне.

Рассказываем в нескольких кейсах, как команда mashroom в период пандемии помогла реализовать музеям свои проекты в онлайне. И как один из них перерос в масштабный благотворительный проект.

Пойти в музей не выходя из дома

В марте 2020 года в самом начале пандемии все столкнулись с вопросом, как выйти в онлайн. Музеи, галереи и другие культурные пространства одними из первых ограничили доступ посетителей.

Тогда мы задумались: как можно использовать наши знания о мире онлайна для офлайн-мероприятий? Мы хотели не только поддержать музеи, но и показать другим культурным проектам, как можно выйти в онлайн.

Среди музеев Москвы наше предложение сразу приняли Музей русского импрессионизма и Музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Для Музея архитектуры мы выбрали формат онлайн-лекций. Первой стала лекция искусствоведа и директора музея Елизаветы Лихачевой об архитекторе Франческо Борромини и его творениях. Следом — выпустили материал в двух частях о тоталитарной архитектуре. Демонстрация экспонатов и архивных фотографий, сопровождаемая увлекательным рассказом ведущего эксперта привлекла множество зрителей и повысила интерес к Музею архитектуры.

А с Музеем русского импрессионизма мы реализовали еще более сложную и масштабную идею: прямой эфир, приуроченный к Ночи музеев, превратил его в одну большую съемочную площадку.

В реальном времени на четырех этажах проходили съемки пяти лекций о картинах импрессионистов и танцевальных композиций по мотивам картин. Снимали одновременно на семь камер, в том числе на стедикам, и сразу транслировали в эфир.
Около полумиллиона человек погрузились в жизнь музея, а 45-минутный эфир захватил внимание от начала и до конца.

Эти проекты показали зрителям и представителям музеев и галерей, как искусство может взаимодействовать с технологиями.

Искусство без ограничений

Опыт первых проектов показал, что и музеи, и мы хотим пойти дальше и сделать искусство доступным не только для широкой аудитории, но и для людей с особыми потребностями. Для реализации этой идеи мы обратились к экспертам. Консультантами и нашими партнерами стали коллеги из фонда «Со-единение», работающие с инклюзивными проектами.
Мы хотели адаптировать для людей с особыми потребностями контент музеев в онлайне. Для этого запланировали съемку прямых эфиров из нескольких музеев и арт-пространств Москвы. На трансляциях сотрудники музеев проводили экскурсии, показывали особенно интересные экспонаты и рассказывали истории про них.

Главным вызовом стало воплотить эффект присутствия для людей с особыми потребностями. Привычные интерактивные решения онлайн-трансляций не подходили. Совместно с коллегами из фонда «Со-единение» мы придумали ряд решений:
  1. Переводчики на русский жестовый язык (РЖЯ) адаптировали видеоконтент и «озвучили» его;
  2. Акценты в речи сопроводили визуальными деталями: крупными планами, детальной демонстрацией экспонатов;
  3. Добавили в видео тифлокомментирование — словесное описание визуальных объектов с помощью специальной техники, позволяющее незрячим и слабовидящим людям представить визуальные образы;
  4. Сопроводили все субтитрами.

Режиссеры тщательно продумывали кадры, ракурсы и планы, чтобы учесть специфику восприятия зрителя. Мы взяли на себя не только планирование, съемку и продюсирование проектов, но и продвижение. На каждом шагу встречали неравнодушных людей — в продвижении проектов нам помогли ВКонтакте и «Одноклассники».

За счет грамотно подобранных локаций и продуманных ракурсов мы сделали зрелищное шоу с погружением при минимальных бюджетах.

Образовательные онлайн-лекции выходили в течение полугода каждые две недели.

Всего мы реализовали около 60 проектов в 8 крупных музеях Москвы, среди них:
— экскурсия по выставке «Архитектура Памяти» в Музее архитектуры;
— обзорные экскурсии по основной экспозиции Еврейского музея и центра толерантности;
— обзорные экскурсии по основной экспозиции Музея Вадима Сидура;
— обзорная экскурсия «Тайны и легенды Дарвиновского музея»;
— онлайн-лекции и мастер-классы в Музее Востока;
— перформанс-открытие выставки «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь» в Музее русского импрессионизма;
— «Гагаринский урок «Космос - это мы» в Московском планетарии;
— онлайн-лекции в Центре фотографии им. Братьев Люмьер и другие.

Записи онлайн-экскурсий разместили на 5 площадках: YouTube, ВКонтакте, «Одноклассники», Instagram*, Facebook*, которые суммарно набрали 1 млн просмотров. Множество людей смогли дистанционно погрузиться в мир искусства и науки.

Так массовые ограничения ковидного 2020 года дали многим возможность в сотрудничестве с неравнодушными людьми запустить благотворительный проект, который сделал искусство по-настоящему доступным для всех.
Кстати, проект продолжился и после снятия пандемийных ограничений. А мы планируем поддерживать инклюзивность уже в новых проектах и городах.

* Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.
Оставьте контакты
Оставьте свои данные
Отправить емэйл
Мне только спросить
Приехать в гости
Москва, улица Шухова, 14 БЦ “Шухова 14”